<< вернуться

Е. В. Бондаревская

 

Отчёт о научно-исследовательской работе за 1998 год

 

Научно-исследовательская работа проводилась мною в отчетном году в соответствии с региональной исследовательской программой Южного отделения РАО "Психолого-педагогические и медико-физиологические основы работы с детьми-мигрантами".

В рамках этой программы мною осуществлялось руководство исследованиями по направлению "Педагогические концепции и системы личностно-ориентированного образования".

Актуальность исследований определяется особенностями социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на юге России в целом. Межнациональные конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически во всех школах региона, в направлении усиления его необходимости по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.

Дети-мигранты, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-мигрант отличен от среды своего нового местонахождения по своей культуре; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык школьной системы, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует потерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения и воспитания, социализации и адаптации и требует педагогической помощи и поддержки, основанной на изучении тех процессов, которые происходят с личностью в условиях нарушенной укорененности.

Актуальность проблемы обостряется в связи с тем, что подобных исследований в отечественной педагогической науке еще не проводилось. Вместе с тем опыт таких исследований есть в мировой педагогике, особенно американский и немецкий. Учитывая это, при организации исследований мы используем мировой опыт, методы компаративистики, положения теории поликультурного образования и глобализма.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и реализации социально-образовательной технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы развития и адаптации детей в связи с вынужденной миграцией, на основе сравнительно-сопоставительного анализа особенностей становления мигрантской педагогики в России и других странах (США, Германия) и создания адаптивных личностно-ориентированных образовательных систем.

Научно-исследовательская работа проводилась в содружестве с органами и учреждениями образования и имела следующие аспекты:

1.Обоснование концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации трудного детства.

2.Выявление контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию в культурно-образовательной среде вне ареала проживания этноса. Исследование явления социального сиротства.

3.Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах.

4.Определение методологических и культурологических оснований развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона.

5.Разработка теоретических основ педагогической культуры личностно-ориентированной школы.

В ходе исследования получены следующие результаты:

1. Обоснована системообразующая роль гуманистической педагогической культуры в создании и сохранении единого образовательного пространства Юга России. Показано, что освоение образовательными учреждениями личностно-ориентированной парадигмы является фактором их интеграции в единое образовательное пространство.

2. Выявлены образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в инокультурной среде: развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном обществе; разработка адаптационно-образовательных программ; интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов; создания условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при соприкосновении различных культур; подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур и др.

3. Выявление и частичное решение указанных проблем открыло возможность более глубокой современной интерпретации принципа культуросообразности личностно-ориентированного образования, суть которого раскрывается в исследовании как обеспечение в образовании гармонии общечеловеческой, интернациональной, национальной и индивидуально-личностной культуры. Характер взаимосвязи общечеловеческого, интернационального и национального нашли отражение в понятии "поликультурное образование", образование нового типа, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации, прежде всего детей-мигрантов.

Выявлены требования к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу с детьми-мигрантами: овладение теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей учащихся-мигрантов, овладение технологией проектирования кросс-культурных интегрированных курсов, учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению.

Апробированы некоторые образовательные технологии профессиональной подготовки учителя к работе с детьми-мигрантами, в частности, спецкурс по педагогическому лингвострановедению "Порог ментальности при соприкосновении различных культур", программа которого разработана и апробирована нашими аспирантами на базе РГПУ и Дортмундского "Auslandsgeselschat" (Германия).

Показано, что эффективное решение проблем обучения и воспитания детей-мигрантов может быть обеспечено в личностно-ориентированном образовательном процессе. Это обусловлено тем, что личностно-ориентированное образование (в нашем понимании) - это такое образование, которое не только вооружает человека знаниями, умениями и навыками, но и помогает ему в решении его жизненных проблем. В контексте личностно-ориентированного образования воспитание рассматривается нами как гуманитарная практика, направленная на заботу и помощь детям-мирантам, восстановление их естественно-антропологических прав (на этническую принадлежность, жилье, здоровый образ жизни и др.), на преодоление социальной дезинтеграции и маргинализации. Культуросообразная личностно-ориентированная среда русской школы является необходимым условием уменьшения и частичного преодоления социально-психологической напряженности, дискомфортности, экзистенциального вакуума, страха, безысходности и других стрессовых состояний, в которых находятся дети-мигранты.

Разработан образовательный проект "Концептуальные основы обновления образовательного процесса в русской школе в условиях этнической неоднородности социума ("Русский проект")". Главная идея состоит в создании на базе общеобразовательной школы (с.ш. № 100 г. Ростова-на-Дону) Центра образования, в котором будут развиваться различные виды образования (гуманитарно-эстетическое, экономическое, технологическое и др.) с опорой на национальные русские приоритеты, культурологические основания, интегративность и целостность национально-культурной среды школы. При этом обеспечивается доступность и преемственность всех видов образования по отношению к детям любой национальности и вероисповедания, демократизация, регионализация, вариативность, открытость русского образовательного центра для других культур, учитываются поликультурные и полиэтнические факторы, создаются и реализуются адаптационно-образовательные программы для детей-мигрантов.

Результаты исследования отражены в научных публикациях (Приложение № 1), в материалах, подготовленных к печати, в докторских и кандидатских диссертациях, выполненных под моим руководством и защищенных в отчетном году, в региональном научно-педагогическом журнале "Инновационная школа", главным редактором которого я являюсь, а также в электронных педагогических журналах "Педагогическая наука Юга России" и "Педагогическая наук Юга России в 20 веке" (с выходом в Интернет), главным редактором которых я стала в 1998 году (вышли первые номера, которые размещены на серверах РГПУ и ВГПУ).
 

Опытно-экспериментальная работа

Прогностическое значение для развития научных исследований имеет опытно-экспериментальная работа по переходу школ к личностно-ориентированному образованию, которая ведется под моим руководством во всех школах Ворошиловского и Советского районов г. Ростова-на-Дону, а также в ряде других инновационных школ города. Для научно-методического обеспечения экспериментальной работы при управлении образования администрации Ворошиловского района созданы ВНИК, имеющий внебюджетное финансирование. Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках темы "Теория и практика личностно-ориентированного образования (обучения и воспитания)". Её целью в 1998 г. был поиск средств и методов поддержки ребенка в образовательном процессе. В качестве последних рассматривались средства и методы образовательного процесса, которые не являются насильственными по отношению к ребенку и обеспечивают ему необходимое пространство свободы для развития и саморазвития.

Теоретической основой опытно-экспериментальной работы явилась разрабатываемая нами теория личностно-ориентированного образования культурологического типа, основные положения которой опубликованы в центральной и местной печати (журнал "Педагогика", 1997, № 4; журнал "Инновационная школа", 1997, № 1(5). В соответствии с этой теорией личностно-ориентированное образование выполняет по отношению к личности три взаимосвязанные функции: смыслообразующую (образования личностных смыслов), личностно-развивающую (развития целостной личности как полноценного субъекта жизни), педагогической поддержки индивидуальности ребенка (охранительного отношения к самобытности каждой личности, создания условий для развития её индивидуально-личностных свойств и способностей, оказания помощи в становлении я-субъектности, самости, позитивной я-концепции, интегральной индивидуальности, поддержки личностного роста ребенка и его стремления самостоятельно решать свои жизненные проблемы и др.)

В ходе эксперимента выявлялась, конструировалась и опытным путем в работе учителей проверялась система средств общей и групповой индивидуальной поддержки детей. Эксперимент проводился на базе школы-лаборатории № 77 ЮО РАО и школ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (сш. "Финист", сш. № 56, 102, 98 и др.), а также ряда инновационных школ других районов города (сш. № 57, 103, 58 и др.). В эксперименте участвовали научные и практические работники, руководитель - чл. - корр. РАО Е.В.Бондаревская.

В результате обобщения материалов эксперимента обозначились основные положения теории педагогической поддержки как составной части теоретических основ личностно-ориентированного образования:

Результаты годовой экспериментальной работы отражены в научно-методической разработке Е.В.Бондаревской "Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы", - ЮО РАО, Ростов-на-Дону, 1997, 28 с., в статьях А.Г.Бермуса "Средства психолого-педагогической поддержки ребенка", И.В.Абакумовой и В.Т.Фоменко "Дидактическая поддержка учащихся в образовательном процессе", опубликованных в региональном научно-педагогическом журнале "Инновационная школа", 1998, № 2 (10), а также в сборнике статей "Ученик в структуре личностно-ориентированного образования" под ред. Е.В.Бондаревской, Ростов-на-Дону, 266 с.

Другое направление экспериментальной работы проводилось в связи с темой "Научные школы Юга России. Педагогические инновации в образовании Юга России (в периоды 20-30-х годов и 80-90-хгодов)". Предметом эксперимента являлось образовательное пространство школы педагогической культуры. Эксперимент проводился на базе сш. 93, 4, 46, 25, 36 г. Ростова-на-Дону. Целью эксперимента было выявление особенностей развития педагогической культуры школы 90-х годов 20 века в условиях инновационной деятельности.

Теоретическим основанием эксперимента является концепция педагогической культуры, разработанная нами и отраженная в книге "Введение в педагогическую культуру". Учебное пособие под ред. Е.В.Бондаревской, Ростов-на-Дону, 1995 и более поздних публикациях (1996, 1997, 1998 гг.). В процессе эксперимента эта концепция была модернизирована, приближена к реальным потребностям и особенностям развития современной школы.

В соответствии с этой концепцией педагогическая культура рассматривается нами как часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов. Педагогическая культура интегрирует историко-культурный педагогический опыт, регулирует сферу педагогического взаимодействия и открывает возможности для творческого преобразования образовательных систем и процессов.

В ходе эксперимента в школах создавалась целостная среда гуманистической педагогической культуры, сущность которой проявлялась в особом ценностном отношении к детству и каждой детской личности. Проектировалось образовательное пространство, в котором выращивались ценности педагогической культуры:

В ходе эксперимента уточнены понятия "педагогическая культура учителя", "педагогическая культура школы", "педагогическая культура семьи" и получены следующие результаты:

Результаты экспериментальной работы по данной теме отражены в публикациях участников исследования:

По результатам теоретико-эксперментального исследования подготовлена рукопись монографии "Педагогическая культура инновационной школы Юга России", которая находится в стадии редактирования.

 

Информация о международных связях

 

В отчетном году были установлены научные контакты с педагогами- исследователями из США, Германии, Швеции. Все мероприятия проведены на баз кафедры педагогики РГПУ, заведующей которой я являюсь.

Состоялся обмен информацией с педагогами Вест-Кентукского университета (США) об учебных планах и исследованиях в области профессионально-педагогической подготовки учителей.

Составлен протокол о намерениях и разработан совместный проект "Социально-образовательная технология поддержки и адаптации детей, имеющих проблемы развития" с группой научных сотрудников из университета штата Оклахома (г. Норман Холл), приезжавших в г. Ростов-на-Дону.

Проведен совместный семинар по проблемам нравственного воспитания детей с педагогами университета г. Лаббок (США - Техас).

Осуществлено сравнительное исследование порога метальности студентов Дортмундского (ФРГ) и Ростовского университетов.

Принята заявка на участие в международном конгрессе по проблемам детства в Швеции, тезисы выступления опубликованы в Стокгольме.

 

Информация об участии в деятельности научных сообществ и других сторонах научной деятельности

 

Являюсь заведующей кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета, руководителем исследовательской работы кафедры по проблеме "Научно-педагогические основы личностно-ориентированного образования", членом бюро ЮО РАО, руководителем одного из научных направлений в региональной научно-исследовательской программе ЮО РАО, научным руководителем школы-лаборатории № 100 ЮО РАО.

Под моим руководством учреждена общественно-педагогическая организация "Ассоциация педагогов-исследователей" для сети Интернет, разработан её Устав и направления деятельности, а также разработана проблематика научной коммуникации в рамках деятельности ассоциации (см. электронные журналы).

Принимаю непосредственное участие во всех исследованиях, о которых написано в отчете.

Читаю лекции и веду семинары для магистрантов, аспирантов и докторантов РГПУ и ИПК и ПРО. Оказываю консультативную помощь педагогическим колледжам, входящих в учебно-педагогический комплекс РГПУ.

Являюсь научным консультантом городского управления образования по вопросам реформирования и развития муниципальной системы образования, руковожу ВНИКом "Современный образовательный процесс" при отделе образования администрации Ворошиловского района, заместителем председателя городского экспертного совета по инновационной деятельности, членом городской аттестационной комиссии, оказываю постоянную помощь органам образования в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, консультаций и др.

 

Сведения о научно-практических конференциях, проведенных в 1998 г. при моём непосредственном участии

 

  1. 5-е годичное собрание Южного отделения РАО в г. Пятигорске, май, 1998 г.
  2. 17-е Южно-Российские психолого-педагогические чтения по проблеме "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" на базе Пятигорского лингвистического университета, май, 1998.г.
  3. Южно-Российская научно-практическая конференция "Человек в пространстве культуры", г. Ростов-на-Дону, апрель 1998.
  4. Всероссийский семинар-совещание по проблеме "Обновление государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования (цикл педагогических дисциплин)" в г. Волгограде, сентябрь 1998 г.
  5. Муниципальная научно-практическая конференция на тему "Образование г. Ростова-на-Дону в 21 веке". Май 1998 г.
  6. Августовская конференция педагогических работников и организаторов образования на тему "Муниципальная образовательная система в условиях становления личностно-ориентированного образования: управление и прогноз на 21 век".
  7. Конференция педагогических работников Ворошиловского района на тему: "Личностно-ориентированное образование как педагогическая модель педагогической культуры 21 века", Ростов-на-Дону, август 1998 г.
  8. Районная конференция "Образовательное пространство Советского района как личностно-ориентированная система: управление и прогноз на 21 век", Ростов-на-Дону, август 1998 г.
  9. Научно-практические конференции и семинары были проведены и на базе ряда инновационных школ, сотрудничающих с ЮО РАО. В их числе: "Особенности организации жизнедеятельности школы экологии детства" (на базе сш. № 37), "Дневной пансион как гуманитарная практика: истоки, результаты, перспективы развития" (на базе гуманитарной прогимназии "Источник") и др.

Я принимала участие в подготовке всех названных конференций, выступала с докладами на пленарных заседаниях, руководила работой секций.

Будучи членом бюро Южного отделения РАО, принимаю участие в подготовке и проведении его заседаний, являюсь заместителем председателя диссертационного совета по защите докторских диссертаций по педагогическим наукам в РГПУ, членом такого же совета в ВГПУ. Выполняю обязанности главного редактора регионального научно-педагогического журнала "Инновационная школа" и электронных журналов "Педагогическая наука Юга России" и "Педагогическая наука Юга России в 20 веке", размещенных на серверах РГПУ и ВГПУ.

Читаю лекции на курсах ИПК и ПРО и на ФПК педуниверситета, веду семинары аспирантов и докторантов, руковожу аспирантами, докторантами, соискателями, выступаю в качестве рецензента и оппонента на защитах диссертаций.

Под моим руководством в 1998 году защищено 2 докторских и 7 кандидатских диссертаций:

  1. Полякова Т.С., докторская диссертация "Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете" и защищена в РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург.
  2. Молодцова Т.Д. "Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков", докторская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону.
  3. Ляскало В.И. "Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону,
  4. Шаповалова Л.И. "Технологии развития понятийного мышления учащихся начальной школы (на материале обучения грамматической стороне иноязычной речи)", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону,
  5. Шоган В.В. "Модульный подход в обучении", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону.
  6. Звездунова Г.В. "Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону
  7. Швагер В.В. "Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем образовании", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону.
  8. Андронова Т.В. "Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону
  9. Бабенко И.В. "Педагогическоее лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся мигрантов", кандидатская диссертация, защищена в РГПУ, Ростов-на-Дону.