Введение
В
данной монографии мы попытались ответить на непростые вопросы педагогической
психологии и организации школьного образования, которые по-разному решаются
отечественными психологами и педагогами со времен возникновения психологической
школы Л. С. Выготского.
В
центре рассмотрения этих вопросов находится проблема развития познавательных
стратегий школьников, которая, по нашему мнению, является ключевой для
осуществления личностного развития в рамках какой-либо образовательной
модели.
Л.
С. Выготский сформулировал важнейший принцип для
построения системы образования — «обучение идет впереди развития». Данный
принцип различным образом раскрывался в работах А. Н. Леонтьева, П. Я.
Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. П. Зинченко, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, Н. Ф.
Талызиной и других исследователей.
А
в практике современного образования он зачастую только провозглашается
педагогами без четкого осознания того, что конкретно и как именно
развивается в личностном опыте ребенка.
Мало
только констатировать, что обучение развивает личность, — необходимо четко
определить, на что направлены образовательные технологии и по каким механизмам
осуществляется развитие личности в процессе их реализации. Для этого следует
еще более детально изучить механизмы познавательной деятельности (особенно
учения) и соответствующие им способы обучения. Именно исходя
из четких представлений о том, как согласованы эти два процесса, следует
моделировать образовательные технологии,
соответствующие целям и
задачам развития личности и
образовательной ситуации.
К
сожалению, современный учитель не вооружен в полной мере этими знаниями,
недостаточно владеет продуктивными образовательными технологиями, не умеет их
моделировать. Поэтому в практике образования все еще доминирует знаниевая образовательная модель, в реализации которой
преобладает многократное повторение, механическое запоминание, рутинные виды
деятельности, снижающие мотивацию детей к познанию уже на этапе обучения в начальной
школе.
Следует
отметить, что существующие образовательные технологии преимущественно внешне
ориентированы по отношению к личностному опыту ребенка, не учитывают индивидуальные предпочтения,
способы и познавательные стратегии учащихся.
Поэтому,
исследуя область познавательных стратегий школьников, мы вводим ряд рабочих
определений данного понятия, предлагаем классификацию стратегий, методы их
изучения, определяем место познавательных стратегий в структуре личностного
опыта, рассматриваем основы моделирования образовательной технологии,
предлагаем технологию целенаправленного развития познавательных стратегий
(ЦРПС) и описываем пути и условия ее реализации в общеобразовательной
школе.
В
рамках монографии обобщен опыт наших исследований в данной области на
протяжении более чем 10 лет в школах №№
975 и 507 г. Москвы, а последние три
года — в рамках городской экспериментальной площадки «Исследование
познавательных стратегий школьников»,
куда вошли школы Южного административного округа столицы (№ №
507, 1998, 1929, 1054, 1770).
Проведенные
нами исследования познавательных стратегий, разработанные на их основе
образовательные концепции и технологии можно отнести к внутрисубъектной
дидактике (введено автором), парадигме личностно-ориентированного образования
(в авторской модели).
Мы
осознаем глубину и сложность разрабатываемых нами проблем, представляем первое
системное описание собственного опыта и надеемся на расширение круга
единомышленников.