Заключение
Подводя итог всем рассмотренным
нами вопросам на страницах данной монографии, мы хотим отметить, что понимание
сущности познавательных стратегий школьников может значительно изменить
психолого-педагогические инструменты личностного развития и построение образовательного процесса
современной школы.
Познавательные стратегии являются метауровнем по отношению к учебной деятельности, а их
комплекс формирует определенную способность. Таким образом, находясь «в
середине и в центре» иерархии уровней организации личностного опыта ребенка
(согласно теории категоризации Э. Рош и модели
логических уровней), познавательные стратегии приобретают особое значение для
реализации практических задач развития личности: целенаправленное их развитие
позволяет перейти на качественно иной уровень личностной самоорганизации,
самообразования и самореализации.
Исходя из такого понимания места и
роли познавательных стратегий, принципиально важно осуществлять организацию
образовательного процесса в соответствии с предложенным нами принципом «зеркального отражения познавательной
стратегии в образовательной технологии».
Необходимо вооружить педагогов и
психологов школы простыми и одновременно действенными методами изучения и
развития познавательных стратегий.
Наиболее доступными для учителей
школ методами изучения познавательных стратегий являются анкета (вопросник)
выявления познавательной стратегии и лист анализа познавательной стратегии.
Разработанная нами технология ЦРПС
предполагает организацию уроков различных типов, среди которых ведущее значение
приобретают «Урок исследования стратегии» и «Урок развития стратегии».
Наш опыт реализации ЦРПС-технологии показал, что уже ученики 3-го класса при
специально организованном обучении способны к рефлексии не только отдельных
собственных действий и учебных результатов, но и познавательных стратегий. По
мере приобретения учениками опыта изучения и развития собственных
познавательных стратегий, важно переходить от использования листов анализа
стратегий (в которых дан подробный перечень возможных действий) к вопросникам
по их выявлению (указаны только специальные вопросы, направляющие рефлексию).
В ходе группового и индивидуального
исследования познавательных стратегий самому ученику и педагогу становится
понятным то, как именно думает и действует школьник, решая различные учебные
задачи. Именно поэтому подобная деятельность обладает высоким потенциалом с
точки зрения управления качеством обучения (особенностями выдвижения целей,
планирования, реализации учебных действий, коррекции процесса деятельности,
проверки и фиксации образовательного результата).
Изучение и развитие познавательных
стратегий следует осуществлять не только
в процессе учебной деятельности на уроках различных школьных предметов,
но и в рамках надпредметных курсов «Учись учиться».
Их организация и проведение может быть совместно осуществлены школьными
психологами и учителями.
Системную реализацию ЦРПС-технологии следует начинать с изучения и развития
таких общеучебных познавательных стратегий, как
определение понятий, чтение учебного текста, освоение теоретических знаний (теорем, законов, правил и т.д.),
решение задач, подготовка домашнего задания, работа с учебными тестами и т.д.
Это лучше реализовывать в процессе организации занятий или надпредметного
курса «Учись учиться».
В рамках школьных предметов полезно
больше времени уделить исследованию и развитию базовых специальных
познавательных стратегий. Их рассмотрение и опыт изучения может стать предметом
особого обсуждения методических объединений и учебных кафедр школы, что
существенно обогатит школьные формы организации обмена опытом учителей.
Анализ практики использования ЦРПС-технологий в ряде школ г. Москвы наглядно показал, что
в процессе их реализации меняются ценностные ориентиры, профессиональная и личностная позиция и
компетентность учителя. Педагоги начинают иначе смотреть на осуществление
собственной деятельности: переосмысляют
педагогические цели, исследуют собственные стратегии, более точно
определяют назначение педагогических средств, разрабатывают новые приемы и
методы организации учебно-воспитательного процесса, что помогает предотвратить
им «синдром эмоционального выгорания» и перейти к более высокому уровню
творческой самореализации.
Таким образом, учителя
самостоятельно приходят к необходимости моделирования образовательной
технологии исходя из сложившейся образовательной ситуации в классе.
В целом разработанные нами подходы
направлены на изучение внутренних механизмов познавательной деятельности, учет
особенностей организации личностного опыта, которые делают образовательный
процесс внутрисубъектным и личностно-ориентированным.