<< назад

Заключение

 

Подводя итог всем рассмотренным нами вопросам на страницах данной монографии, мы хотим отметить, что понимание сущности познавательных стратегий школьников может значительно изменить психолого-педагогические инструменты личностного развития  и построение образовательного процесса современной школы.

Познавательные стратегии являются метауровнем по отношению к учебной деятельности, а их комплекс формирует определенную способность. Таким образом, находясь «в середине и в центре» иерархии уровней организации личностного опыта ребенка (согласно теории категоризации Э. Рош и модели логических уровней), познавательные стратегии приобретают особое значение для реализации практических задач развития личности: целенаправленное их развитие позволяет перейти на качественно иной уровень личностной самоорганизации, самообразования и самореализации.

Исходя из такого понимания места и роли познавательных стратегий, принципиально важно осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с предложенным нами принципом  «зеркального отражения познавательной стратегии в образовательной технологии».

Необходимо вооружить педагогов и психологов школы простыми и одновременно действенными методами изучения и развития познавательных стратегий.

Наиболее доступными для учителей школ методами изучения познавательных стратегий являются анкета (вопросник) выявления познавательной стратегии и лист анализа познавательной стратегии.

Разработанная нами технология ЦРПС предполагает организацию уроков различных типов, среди которых ведущее значение приобретают «Урок исследования стратегии» и «Урок развития стратегии».

Наш опыт реализации ЦРПС-технологии показал, что уже ученики 3-го класса при специально организованном обучении способны к рефлексии не только отдельных собственных действий и учебных результатов, но и познавательных стратегий. По мере приобретения учениками опыта изучения и развития собственных познавательных стратегий, важно переходить от использования листов анализа стратегий (в которых дан подробный перечень возможных действий) к вопросникам по их выявлению (указаны только специальные вопросы, направляющие рефлексию).

В ходе группового и индивидуального исследования познавательных стратегий самому ученику и педагогу становится понятным то, как именно думает и действует школьник, решая различные учебные задачи. Именно поэтому подобная деятельность обладает высоким потенциалом с точки зрения управления качеством обучения (особенностями выдвижения целей, планирования, реализации учебных действий, коррекции процесса деятельности, проверки и фиксации образовательного результата). 

Изучение и развитие познавательных стратегий следует осуществлять не только  в процессе учебной деятельности на уроках различных школьных предметов, но и в рамках надпредметных курсов «Учись учиться». Их организация и проведение может быть совместно осуществлены школьными психологами и учителями.

Системную реализацию ЦРПС-технологии следует начинать с изучения и развития таких общеучебных познавательных стратегий, как определение понятий, чтение учебного текста, освоение теоретических  знаний (теорем, законов, правил и т.д.), решение задач, подготовка домашнего задания, работа с учебными тестами и т.д. Это лучше реализовывать в процессе организации занятий или надпредметного курса «Учись учиться».

В рамках школьных предметов полезно больше времени уделить исследованию и развитию базовых специальных познавательных стратегий. Их рассмотрение и опыт изучения может стать предметом особого обсуждения методических объединений и учебных кафедр школы, что существенно обогатит школьные формы организации обмена опытом учителей.

Анализ практики использования ЦРПС-технологий в ряде школ г. Москвы наглядно показал, что в процессе их реализации меняются ценностные ориентиры,  профессиональная и личностная позиция и компетентность учителя. Педагоги начинают иначе смотреть на осуществление собственной деятельности: переосмысляют  педагогические цели, исследуют собственные стратегии, более точно определяют назначение педагогических средств, разрабатывают новые приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, что помогает предотвратить им «синдром эмоционального выгорания» и перейти к более высокому уровню творческой самореализации.

Таким образом, учителя самостоятельно приходят к необходимости моделирования образовательной технологии исходя из сложившейся образовательной ситуации в классе.

В целом разработанные нами подходы направлены на изучение внутренних механизмов познавательной деятельности, учет особенностей организации личностного опыта, которые делают образовательный процесс внутрисубъектным и личностно-ориентированным.