скачать пособие "Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова?" >> (архив WinRAR)
Данное учебно-методическое пособие, автором которого является
А. А. Плигин, окажет педагогам и родителям помощь в развитии у детей технологических умений и навыков запоминания словарных слов. Оно содержит 80 цветных карточек с красочными словарными словами-образами и упражнения, тренирующие способность быстро воспроизводить в памяти актуальные слова.
Пособие рекомендовано учащимся начальных классов и средней школы, а также учителям и родителям, заинтересованным в качественном обучении детей, и может использоваться в качестве персонального словаря.
К учителю
Уважаемый коллега!
Перед вами необычное учебное пособие, подготовленное в рамках авторской концепции и технологии личностно-ориентированного образования, которые разрабатываются коллективом учителей-исследователей общеобразовательной школы "РОСТ" Южного учебного округа Москвы ("Развитие Обучающих Стратегий и Технологий" - школа № 507) под руководством директора и научного руководителя, кандидата педагогических наук Андрея Анатольевича Плигина. Более подробно идеи, касающиеся авторской модели школы, изложены в монографии
А. А. Плигина "Личностно-ориентированное образование: история и практика".
Настоящее издание посвящено узкому вопросу: развитию стратегии эффективного запоминания словарных слов. Однако рассмотренные здесь приемы могут быть использованы для запоминания любой информации, которая насыщена большим числом символов, дат, формул без указания прямого логического обоснования и применения (математические, химические и физические формулы, предусмотренные школьной программой без выведения и доказательства, формулы химических элементов, спеллинг, даты исторических событий и т.д.).
Разрабатываемая нами образовательная модель строится на следующих принципах:
1. Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
2. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям умениям и навыкам, необходимо вооружить их способами и стратегиями познания.
3. В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для осмысления и применения знаний.
4. Представление любой информации должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
5. Логика построения учебного предмета должна прежде всего исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка и лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).
Рассматривая то, как успешные ученики запоминают словарные слова, мы выделили около 32 различных стратегий. Приносящую наилучшие результаты стратегию в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1. Сначала ученик вспоминает внутренний образ слова. Часто образ представляется ему в той форме, с которой он сталкивался в последний раз (например, написанный на доске, изображенный в книге, учебнике или тетради).
2. Затем он мысленно создает другой образ с возможными способами написания различных фрагментов.
3. После этого ученик сравнивает их между собой.
4. В итоге на эмоциональном уровне он определяет, какой из них ему кажется более красивым, правильным, приятным, знакомым, и записывает тот вариант, который вызывает наибольшее доверие.
Мы предлагаем учителям использовать любые упражнения, способствующие созданию внутренних визуальных образов, в том числе и тех, которые не связаны с предметным содержанием. Например, перед словарным диктантом полезно в качестве разминки сделать упражнение "Бабочка" (подробнее в самом пособии).
Примеры слов-образов