Темы для исследовательской работы в 2017-2018 уч. г.
План исследовательской работы (бланк)
Фотоотчёты
Основы ЦРПС
Курс повышения квалификации
Программа курса (.doc)
Особенности проведения курса
Организационная информация по курсу
Из опыта работы педагогов в концепции ЦРПС (статьи)
ЦРПС (Владимирская область)
Целенаправленное развитие познавательных стратегий (ЦРПС) школьников -
авторская концепция А.А. Плигина, д. псх. н.
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом очень важно, чтобы ученики на долгие годы
сохранили бы любовь к обучению, смогли найти
собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой
личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества.
Учитель в традиционной школе в передаче знаний выполняет роль хранителя эталона, образца для подражания, руководителя, а ученик является объектом обучения, чаще всего подчиняющим свои интересы, мировоззрение и предпочтения педагогу. Но в современном мире требования к образованию сильно меняются: обществу нужны инициативные молодые люди, способные сами добывать знания и эффективно строить свою жизнь. Технология ЦРПС позволяет изменить это взаимодействие учителя и ученика, создать партнерские отношения между ними, сделать ученика
инициатором своего учения и развития.
Концепция ЦРПС предполагает, что ученик от анализа своей учебной деятельности постепенно переходит к рефлексии собственных познавательных стратегий, что существенно влияет на развитие его способностей (обучаемости), приводит к высоким результатам обучения.
Познавательной стратегией в концепции ЦРПС называется последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
Получая опыт выявления собственных стратегий, опыт их анализа и изменения, анализируя результат этих изменений и их эффективность, школьник направляет свои усилия на преобразование самого себя, становясь
субъектом своего развития. Он переходит от овладения способами изменениями внешнего мира к овладению способами изменения себя. Ученик осознает свою роль в осуществлении деятельности.
Сам процесс выявления стратегий, их описание и анализ осуществляются на языке, доступном не только педагогу, но и понятном ученику. В концепции предложена классификация стратегий, методы их выявления, язык записи стратегий, различные формы их анализа и оптимизации.
В технологии ЦРПС разработаны
5 типов уроков: урок по развитию рефлексии учебной деятельности, урок по самостоятельному планированию учебной деятельности, урок анализа собственной познавательной стратегии, урок развития понавательных стратегий.
Преимущества технологии ЦРПС:
формирует у школьников ключевые компоненты учения и связи между ними, обучаемость;
развивает все виды интеллектуальных операций, управленческие умения и рефлексию;
усиливает мотивацию к учению;
позволяет целенаправленно формировать познавательные способности;
формирует познавательную инициативу (субъектность);
приводит к существенному повышению уровня самоорганизации школьников (умению самостоятельно учиться, реализовывать творческие проекты, вести исследовательскую работу, выполнять домашнее задание, готовиться к контрольным мероприятиям и т.д.);
помогает учителю обеспечить индивидуальный подход к обучению ("точечная" диагностика трудностей учения и их коррекция);
учит педагога тонко проектировать познавательный процесс, позволяет учителю стать настоящим помощником ученика.