Темы для исследовательской работы в 2017-2018 уч. г.
План исследовательской работы (бланк)
Фотоотчёты
Основы ЦРПС
Курс повышения квалификации
Программа курса (.doc)
Особенности проведения курса
Организационная информация по курсу
Из опыта работы педагогов в концепции ЦРПС (статьи)
ЦРПС (Владимирская область)
Мы проводим
курс повышения квалификации «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» (ЦРПС) для педагогов, психологов, администрации школы.
В настоящее время многие актуальные разработки в сфере образования остаются нереализованными из-за объективных трудностей, которые связаны с передачей нововведений педагогам. Для адекватной реализации любой педагогической инновации требуется, как известно, специальная подготовка учителей. Ведь от того, как педагоги усвоят сущность новшества и его инструментальные средства, будет зависеть не только образовательные результаты учащихся, но и дальнейшая судьба разработки.
В связи с этим для знакомства педагогических работников с технологией «Целенаправленного развития познавательных стратегий школьников»
(автор концепции - доктор психологических наук А.А. Плигин) нами было осуществлено проектирование одноименного курса повышения квалификации.
Данная программа курса повышения квалификации реализовывалась в 2008-2011 году при поддержке Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО).
Также под научным руководством А.А. Плигина с 2004 г. на базе московской школы (ГОУ СОШ № 507) существует городская экспериментальная площадка «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» (ГЭП ЦРПС). Исследования и опыт работы, накопленный педагогами ГЭП, демонстрируют эффективность предлагаемой концепции и технологии.
Основные идеи курса.
Все ученики уникальны и неповторимы, в процессе жизненного пути школьника (в том числе и в обучении) формируются индивидуальные
познавательные стратегии и собственный опыт учения, которые необходимо учитывать специалистам сферы образования. Игнорирование индивидуальных стратегий в процессе учения приводит к напряженности учения, слабому усвоению знаний, низким образовательным результатам, снижению интереса к обучению. Изучение школьниками при помощи учителя собственных познавательных стратегий, обогащение индивидуальных познавательных стратегий новыми элементами, приводит к
развитию обучаемости, ученик становится
субъектом собственного учения и развития, что в конечном итоге формирует успешный опыт
самообразования.
В организации образовательного процесса существуют противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным характером процесса учения и развития, а также — руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности и инициативы ученика.
Разрешение этих противоречий возможно только при развитии субъектности школьников (инициативы в учении) и индивидуализации образовательного процесса. Индивидуализация развития в обучении может осуществляться через глубинные познавательные структуры, важнейшими из которых являются
познавательные стратегии, их развитие обеспечивает
приращение познавательных способностей ученика.
Познавательной стратегией в концепции ЦРПС называется последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
Чему научится учитель, овладев технологией целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС)?
Реально управлять процессом обучения, четко осознавая этапы своей обучающей деятельности.
Диагностировать трудности в обучении школьников, причины их возникновения и пути преодоления.
Строить новые типы уроков на основе технологии ЦРПС.
Что меняется в обучении, когда учитель использует технологию ЦРПС на уроках?
Меняется качество работ учеников.
Повышается мотивацию к учению, так как учащиеся знают, как эффективно учиться.
Повышается самооценка учеников (у школьников появляется вера в себя).
У школьников развивается способность к анализу собственной деятельности, следовательно, ученики могут контролировать процесс работы и влиять на него.
Повышается качество знаний учащихся.
Повышается успеваемость школьников.
Обучение на курсе повышения квалификации Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников – это активный творческий процесс, привлекающий учителей, заинтересованных в результате своего труда, инициативных и искренне любящих детей, старающихся обеспечить существенное приращение их развития.
Особенности проведения курса >>
Программа курса повышения квалификации >>