Посмотреть фотоальбом >>
В рамках программы
"Будущее за нами" во Владимире и Владимирской области действует инновационная программа "ЦРПС школьников".
Обучение более 200 преподавателей проходит в рамках тренинга, который разработан на основе авторской концепции А.А. Плигина "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников".
ЦРПС является ядром одной из моделей личностно-ориентированного образования, представляющая собой индивидуализацию развития субъектности школьников.
Предлагаемый тренинг позволяет участникам определить, по каким механизмам осуществляется познавательное развитие личности учащихся.
Тренинг предназначен прежде всего учителям и школьным психологам, также в нем могут принять участие методисты, администраторы школ, работники педагогических вузов.
В результате данного семинара педагоги научатся выявлять у участников образовательного процесса индивидуальные познавательные стратегии.
Полученные умения и навыки позволят учителям существенно повлиять на познавательное развитие школьников, повысить уровень обучаемости и обученности учеников. Педагоги изменятся личностно и профессионально (переосмыслят цели и ценности обучения, их эффективные методы реализации). Учителя смогут освоить технологию ЦРПС, которая позволят ученику стать субъектом (инициатором) собственного развития и самообучения.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
1-й день
Сущность познавательных стратегий и их место в структуре личностного опыта.
Различные типы обучения и познавательные стратегии.
Классификация познавательных стратегий.
Способы исследования познавательных стратегий.
Модель Т.О.Т.Е.
Сенсорные предпочтения учащихся.
2-й день
Этапы работы со стратегиями.
Методы исследования познавательных стратегий.
Методы выявления и развития познавательных стратегий школьников.
Презентация технологии ЦРПС (этапов организации урока).
Преемственность уроков в технологии ЦРПС
3-й день
Познавательные микростратегии и язык их записи.
Общеучебные познавательные стратегии.
Специальные познавательные стратегии.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
1-й день
Создание опросников и листов анализа для выявления нормативных стратегий учащихся по модели ТОТЕ.
Создание опросников и листов анализа для выявления индивидуальных стратегий учащихся по модели ТОТЕ.
2-й день
Классификация интеллектуальных операций.
Образцы анализа стратегий.
Отработка умений и навыков анализировать стратегии учащихся.
3-й день
Практическое занятие. Выявление и анализ учителями собственных познавательных общеучебных и специальных стратегий (чтение учебного текста, стратегия пересказа учебного текста, стратегия решения задач и т.д.).
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
1-й день
Анализ видеосюжетов уроков учителей-экспериментаторов.
Разработка уроков с использованием ЦРПС-технологий.
Методы развитие продуктивной рефлексии учащихся (комментирование учителем своих действий, комментирование учениками своих действий, составление самоотчетов по памяти, работа на основе подобного листа анализа, работа на основе специфического опросника, неспецифического опросника).
2-й, 3-й день
Практические занятия. Комплексный анализ общеучебных и специальных познавательных стратегий. Анализ приемов оказания "точечной" помощи учащемуся на основе результатов анализа познавательных стратегий.
В процессе семинарских занятий учителя работают индивидуально, в парах, в тройках, в группах, получают обратную связь о своей деятельности, благодаря чему образовательный процесс становится эмоционально насыщенным и позитивным. В ходе данного тренинга используются практические упражнения, ролевые игры, практические занятия, просмотр видеофрагментов художественных фильмов и уроков. Занятия построены таким образом, чтобы весь учебный материал был "проживается" педагогами в ходе обучения. Таким образом, получаемые знания, умения и навыки легко переносятся в образовательную практику.