Актуальность личностно ориентированного образования
Существующее в настоящее время динамическое развитие современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования, о чем свидетельствуют принятые стратегические государственные документы в этой области.
В отечественном образовании и психолого-педагогической науке наступил такой период, когда резко возрос интерес к исследованиям в области раскрытия структуры и механизмов учения, созданию новых образовательных концепций и проектированию образовательных технологий, отвечающих требованиям времени.
Именно сейчас необходима глубокая индивидуализация обучения и разработка личностно ориентированной модели образования, которая будет затрагивать внутренние основания познавательной деятельности школьников, а в практическом смысле приведут к обучению школьников учению, позволят передать инструменты управления учением в руки самого ученика, а в дальнейшем будут способствовать трансформации самостоятельной работы учащихся в самообразование, саморазвитие, самореализацию.
Для воплощения этих идей в жизнь необходимо дальнейшее исследование структуры учения, внутреннего содержания развития ученика, что должно быть согласовано со средствами обучения. Необходимо создание психологических основ современной дидактики (психодидактики), что является задачами педагогической психологии. Дидактика должна стать внутренне ориентированной в отношении развития индивидуального опыта школьника, то есть внутрисубъектной (введено автором).
Внутрисубъектной дидактикой мы называем раздел педагогической психологии, обеспечивающий раскрытие особенностей внутренней стороны индивидуального учения и развития с целью дальнейшего переосмысления психологических основ дидактики, накопления на их базе средств обучения и проектирования образовательных технологий, взаимно согласованных с точки зрения механизмов и внутренних структур «учение – обучение».
Традиционная дидактика, безусловно, использовала достижения психологии, однако, взаимодействие участников образовательного процесса «обучение – учение», в ней рассматривалось, в основном, со стороны деятельности учителя, а не ученика, поэтому согласование индивидуальных средств познавательной деятельности школьников со средствами преподавания осуществлялось крайне слабо. При этом психические основы учения раскрывались лишь на обобщенном уровне, психологические знания использовались в большей степени для разработки педагогических средств (деятельности учителя). Изучение индивидуальных особенностей учеников преимущественно осуществлялось психологическими методами, не всегда понятными для учителя, что приводило к некоторому отчуждению их результатов от образовательного процесса. Психолого-педагогическое взаимодействие носило (и до сих пор еще носит) непродуктивный характер. Педагоги часто не понимают выводы и рекомендации, сделанные психологами, и поэтому не могут их реализовать на практике; а психологи, в свою очередь, находятся за рамками организации образовательного процесса и поэтому не могут использовать имеющийся у них профессиональный потенциал в полной мере.
С нашей точки зрения, психолог и педагог должны работать вместе, используя общий язык описания субъективных процессов, иметь общий инструментарий изучения и развития индивидуального опыта школьников.
Модернизация современного образования не возможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего? (цели и ценности), чему? (содержание) и как? (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.
На наш взгляд, наименее разработанной (как в теории, так и в практике образования) остается область образовательных технологий. Именно технологии (в рамках личностно ориентированного подхода) могут глубинно изменить качество образования, если будут опираться на психологические основы учения, на понимание структуры индивидуального опыта и механизмов его развития.
Каждая наука представляет собой один из способов познания мира. Способ, как известно, это ответ на вопрос КАК? Как именно рассматривает изучаемый объект конкретное направление науки ? Какие именно законы и методы исследования к нему применяет (то есть какими стратегиями познания пользуется)? Кроме этого, ещё необходимо ответить на вопрос «как?» с точки зрения познавательных механизмов и средств, которыми осуществляется это познание. В образовании должны согласовываться логика конкретного научного знания и логика индивидуального познания (учения). Путей и средств такого согласования может быть множество.
Содержание обучения не должно являться упрощенным набором фактов, правил, закономерностей, законов определенной научной области, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников (чем по большей части являются современные школьные программы и учебники). Считаем, что стратегии научного познания мира должны стать одной из составляющей содержания образования. Ученику необходимо осознание различий в таких познавательных стратегиях и конкретный опыт их усвоения в процессе изучения базовых законов и закономерностей, рассматриваемых определенной областью знаний.
Известно, что химик, физик, математик, писатель, музыкант, художник, занимаясь своей деятельностью, используют свойственные конкретной области стратегии научного познания и поэтому существенно отличаются друг от друга мировосприятием, мировоззрением, способами мышления и самовыражения, отдельными поведенческими проявлениями и т.д. Важно, чтобы у школьника появилась возможность освоить накопленные человечеством инструменты познания мира, реально действуя как профессиональный историк, математик, биолог, поэт и т.д.
При этом важно отметить, что, приходя в школу, ребенок уже имеет определенный индивидуальный опыт познания окружающего мира и самого себя, следовательно, освоение новых знаний требует постоянного согласования его познавательных стратегий (в процессе их развития) с нормативными (имеющимися в культуре).