Сущность познавательных стратегий
Термин «познавательные стратегии» призван максимально полно, в динамике изменений деятельности проследить индивидуальные операции внутреннего и внешнего планов действия, которые не удается в полном объеме обеспечить описанием в рамках других структур индивидуального опыта.
Познавательной стратегией мы называем индивидуальную взаимосвязь мыслительных операций и действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
Под познавательной стратегией мы так же понимаем комплексную динамическую организацию познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности раскрывает взаимосвязи следующих компонентов: репрезентация цели и критерии её достижения, операции по достижению результата, коррекция процесса деятельности, фиксация получаемого результата.

Разработанный нами подход к рассмотрению познавательных стратегий предполагает выделение самостоятельно-целостных структурных единиц накопления познавательного опыта. Их описание предлагается на языке, доступном для психолога, педагога и ученика (это особенно ценно), что существенно для управления обучением, учением, развитием.

Индивидуальные познавательные стратегии раскрывают особенности субъективного образа и операторику «живого» индивидуального познания, самодвижение познавательных актов в мыслительном плане, взаимосвязь внутреннего и внешнего планов действий. Они показывают то, как думает и практически действует ученик в познании (учении).
Познавательные стратегии выступают самостоятельными единицами накопления познавательного опыта, их также можно считать операциональными механизмами способностей. В нашем понимании, конкретная взаимосвязь (часто набор и последовательность действий и операций) определяет познавательную стратегию, а комплекс стратегий, в свою очередь,конкретную способность. Например, способность к иностранным языкам может быть определена через следующий комплекс стратегий: стратегия запоминания иностранных слов, стратегия перевода мыслительных форм в иностранные грамматические конструкции, стратегия активного слушания, стратегия фонетического подражания иноязычному произношению, стратегия построения быстрой иностранной речи и т.п.
При этом микростратегии затрагивают мыслительные операции внутреннего плана действий, а макростратегии в большей степени касаются взаимосвязи действий внутреннего и внешнего планов.

Универсальные стратегии являются обобщением наиболее успешных микро- и макростратегий различных субъектов, могут выступать в качестве условно нормативных стратегий (подробнее о классификации стратегий см текст монографии стр 41).

В качестве примера приведем микростратегию написания словарных слов одного из учеников 9-го класса.
Индивидуальная микростратегия написания словарных слов:
  1. ·Услышал слово, написание которого необходимо проверить.
  2. ·Проговорил несколько раз слово «про себя».
  3. ·Спросил себя, могут ли быть другие варианты?
  4. ·Проговорил несколько вариантов слов.
  5. ·Один из вариантов звучал красивее.
  6. ·Записал понравившийся вариант.
Как видно из приведенной записи стратегии, ученик специфически задействует общепсихические и познавательные процессы: внимание, память, восприятие, представление, мышление, организуя свою деятельность.

Универсальная стратегия написания словарных слов:
  1. ·Услышал слово, написание которого необходимо проверить.
  2. ·Зрительно вспомнил образ слова.
  3. ·Мысленно выделил фрагмент слова, требующий орфографической зоркости.
  4. ·Зрительно создал возможные варианты написания.
  5. ·Сравнил образы слов между собой.
  6. ·Понял, что только один вариант сильно отличался от других и вызывал чувство знакомости.
  7. ·Записал полученный вариант.

В отличие от рассмотренной ранее индиивидуальной стратегии, универсальная стратегия относится в большей степени к визуальному способу организации познавательных процессов, индуктивна с предпочтениями в операциях сравнения «на различия», что может быть существенным для организации обучения на микротехнологическом уровне.

Примером макростратегии может быть стратегия решения химической задачи одного из учеников 10-го класса.
Индивидуальная стратегия решения химической задачи:
  1. Прочитал текст задачи несколько раз, пытаясь представить реальную ситуацию.
  2. Определил, какие вещества исходные, а какие — получаемые.
  3. Представил запись возможного уравнения реакции, выделяя зрительно знак «=», левую и правую стороны уравнения.
  4. ·Сразу вспомнилось уравнение реакции, написанное в учебнике.
  5. ·Проанализировал, какие данные имеются в задаче.
  6. ·Спросил себя, достаточно ли данных?
  7. ·На черновике написал уравнение реакции, сверив вещества с имеющимися в тексте.
  8. ·Уравнял коэффициенты.
  9. ·Подписал сверху над уравнением реакции данные задачи.
  10. Проверил, все ли данные находятся в одинаковых единицах измерения.
  11. Мысленно увидел возможную пропорцию.
  12. ·Записал пропорцию.
  13. ·Представил «крестик» со знаком вопроса в левом углу пропорции.
  14. ·Сделал вычисления по пропорции на калькуляторе.
  15. ·Сравнил ответ с указанным в задачнике.
  16. ·Оформил краткую запись условия и решения задачи, как учили: дано, данные задачи, уравнение реакции, ход решения.
  17. ·Записал ответ.
  18. ·Проверил, что ответ соответствует единицам измерения, которые требуются в задаче.

Структуру ментального опыта и место в ней познавательных стратегий отражает приведенная ниже схема. Для более глубокого понимания данной схемы – см текст монографии стр.19-24.
Продолжая логику рассмотрения подструктур ментального опыта, дадим определения подвидов познавательных стратегий.
Когнитивные стратегии — целостные динамические структуры ментального опыта, определяющие индивидуальную взаимосвязь действий и операций имеющихся мнемической и познавательных функций (память, восприятие, представление, мышление, фантазия), направленных на реализацию конкретной цели познания.
В рамках образовательного процесса сюда можно отнести следующие стратегии: запоминания словарных или иностранных слов, восприятие изобразительной формы, формирования понятия, выдвижения гипотезы, построения замысла доказательства и т.д. Все они формируются на основе комбинации интеллектуальных операций познавательных функций (внимания, восприятия, представления, мышления, памяти, фантазии).

Метакогнитивные стратегии — целостные динамические структуры ментального опыта, обеспечивающие общее управление индивидуальными ментальными процессами на микро- и макроуровнях функционирования субъекта, которые определяют взаимосвязь этапов целеполагания, мотивации, планирования, подбора средств деятельности, принятия решения, обратной связи и коррекции, фиксации результатов деятельности.
В рамках образовательного процесса сюда можно отнести индивидуальные стратегии поиска или принятия учебных целей, стратегию создания мотивации в учении, стратегию планирования этапов решения задачи, стратегию рефлексии собственных действий, стратегию осуществления коррекции получаемых промежуточных результатов, стратегию формализации итогового результата и его окончательную проверку и т.д.

Стратегии самообучения (самоучения) — целостные динамические структуры ментального опыта, определяющие индивидуальную взаимосвязь познавательных действий и операций, обеспечивающие достижение результата в самостоятельной учебной деятельности.
В рамках образовательного процесса сюда можно отнести общеучебные макростратегии, которые в большей степени способствуют развитию обучаемости в различных областях знания: самостоятельное уяснение теоретических знаний (правил, теорем, формул и т.д.), чтение учебного текста, реферирование, подготовка устного ответа, выполнение упражнений на воспроизводство, самостоятельное решение задач, подготовка к контрольной работе, написание творческой работы, разработка проекта и т.д.