Как видно из приведенной записи стратегии, ученик специфически задействует общепсихические и познавательные процессы: внимание, память, восприятие, представление, мышление, организуя свою деятельность.
Универсальная стратегия написания словарных слов:- ·Услышал слово, написание которого необходимо проверить.
- ·Зрительно вспомнил образ слова.
- ·Мысленно выделил фрагмент слова, требующий орфографической зоркости.
- ·Зрительно создал возможные варианты написания.
- ·Сравнил образы слов между собой.
- ·Понял, что только один вариант сильно отличался от других и вызывал чувство знакомости.
- ·Записал полученный вариант.
В отличие от рассмотренной ранее индиивидуальной стратегии, универсальная стратегия относится в большей степени к визуальному способу
организации познавательных процессов, индуктивна с предпочтениями в операциях сравнения «на различия», что может быть существенным для организации обучения на микротехнологическом уровне.
Примером макростратегии может быть стратегия решения химической задачи одного из учеников 10-го класса.
Индивидуальная стратегия решения химической задачи:- Прочитал текст задачи несколько раз, пытаясь представить реальную ситуацию.
- Определил, какие вещества исходные, а какие — получаемые.
- Представил запись возможного уравнения реакции, выделяя зрительно знак «=», левую и правую стороны уравнения.
- ·Сразу вспомнилось уравнение реакции, написанное в учебнике.
- ·Проанализировал, какие данные имеются в задаче.
- ·Спросил себя, достаточно ли данных?
- ·На черновике написал уравнение реакции, сверив вещества с имеющимися в тексте.
- ·Уравнял коэффициенты.
- ·Подписал сверху над уравнением реакции данные задачи.
- Проверил, все ли данные находятся в одинаковых единицах измерения.
- Мысленно увидел возможную пропорцию.
- ·Записал пропорцию.
- ·Представил «крестик» со знаком вопроса в левом углу пропорции.
- ·Сделал вычисления по пропорции на калькуляторе.
- ·Сравнил ответ с указанным в задачнике.
- ·Оформил краткую запись условия и решения задачи, как учили: дано, данные задачи, уравнение реакции, ход решения.
- ·Записал ответ.
- ·Проверил, что ответ соответствует единицам измерения, которые требуются в задаче.
Структуру ментального опыта и место в ней познавательных стратегий отражает приведенная ниже
схема. Для более глубокого понимания данной схемы –
см текст монографии стр.19-24.