Авторский взгляд на обучение, учение и развитие
В образовательном процессе можно выделить следующие взаимосвязанные составляющие: обучение, учение, развитие.Каждый из этих компонентов может реализовываться с различной степенью учета индивидуальности ребенка. Процессы обучения, учения и развития, безусловно, взаимосвязаны, но можно осуществлять их целенаправленное формирование с преимущественным акцентом на один из них. То есть можно говорить об определенной степени автономности индивидуализации: обучения, учения и развития.

Считаем, что обучение представляет собой деятельность учителя по передаче (трансляции) накопленного опыта, который должен содержать различные типы нормативных знаний (как минимум декларативные и процедурные). Функция учителя — быть помощником в организации учения и развития детей. На наш взгляд, очень важно подчеркнуть различия между процессом обучения и учения, между деятельностью учителя и ученика в образовательном процессе. Поскольку, в настоящий момент, проектирование образовательного процесса (цели, содержание, технологии обучения и т.д. – то, что определяет учитель) и учение (деятельность ученика) оказываются крайне слабо соотнесенным друг с другом: не учитывается индивидуальный характер учения, его фазы, подструктуры и связи между ними, целый ряд закономерностей и т.д.
Учение, как уже было сказано, является деятельностью ученика (включая самообучение и самоучение) — это процесс освоения знаний и умений как компонентов социального опыта в различных предметных областях. Учение - в значительной степени репродуктивно-логический процесс, предполагающий не открытие заново, а приобретение и освоение накопленного нормативного знания (декларативного и процедурного).
Учение может реализовываться как процесс (с низким уровнем осознанности его реализации) и как деятельность (с высоким уровнем целенаправленности, инициативы, управлением различными его компонентами, ходом и результатами).Принципиально важным для понимания, становления и развития умений учиться является мнение И.И. Ильясова, который рассматривает учение как самостоятельную деятельность, реализующуюся в рамках освоения предметных действий, но не сводимую к ним. Многие исследователи и специалисты в области педагогики и психологии не проводят данного различения, считая, что любая реализация на уроке предметных знаний и связанных с ними действий представляет собой учение. Они не делают различий, когда ребенок решает задачу, а когда учится решать задачу. В этой ситуации создается множество трудностей в развитии учения и управлении им как со стороны учителей, так и школьников.
Анализируя различные взгляды на структуру учения, И.И. Ильясов обобщил имеющиеся теоретические работы относительно её компонентов, доказав, что их можно свести к двум фазам: уяснению знаний (восприятие, осмысление, фиксация) и закреплению знаний (различные виды запоминания и тренировки). Целенаправленное обучение учению происходит только тогда, когда педагог помогает ученикам управлять приемами уяснения и закрепления знаний при прохождении нового предметного содержания.

Третьей составляющей в образовательном процессе, кроме обучения и учения, является развитие. Познавательное развитие — это формирование общепознавательных структур (логических и интуитивно-творческих), их обобщение на образном, вербально-символическом материале, что позволяет, как следствие, сформировать способность к учению.
Для обеспечения познавательного развития школьников необходимо найти ответы на ряд важнейших вопросов: «Как от формирования действий происходит переход к формированию способности? Какова роль познавательных способностей в отношении развития других способностей школьников? В чем заключаются различия между познавательными способностями и обучаемостью? Как познавательные способности влияют на развитие других сфер ученика? Какими средствами развивать познавательные способности и обучаемость?».
На все эти и многие другие вопросы найдены системные ответы в концепции и технологии ЦРПС.