Анализируя различные взгляды на
структуру учения, И.И. Ильясов обобщил имеющиеся теоретические работы относительно её компонентов, доказав, что их можно свести к двум фазам:
уяснению знаний (восприятие, осмысление, фиксация) и
закреплению знаний (различные виды запоминания и тренировки). Целенаправленное обучение учению происходит только тогда, когда педагог помогает ученикам управлять приемами уяснения и закрепления знаний при прохождении нового предметного содержания.
Третьей составляющей в образовательном процессе, кроме обучения и учения, является развитие.
Познавательное развитие — это формирование общепознавательных структур (логических и интуитивно-творческих), их обобщение на образном, вербально-символическом материале, что позволяет, как следствие, сформировать способность к учению.
Для обеспечения познавательного развития школьников необходимо найти ответы на ряд важнейших вопросов: «
Как от формирования действий происходит переход к формированию способности? Какова роль познавательных способностей в отношении развития других способностей школьников?
В чем заключаются различия между познавательными способностями и обучаемостью? Как познавательные способности влияют на развитие других сфер ученика? Какими средствами развивать познавательные способности и обучаемость?».
На все эти и многие другие вопросы найдены системные ответы в концепции и технологии ЦРПС.