Следуя традиции П.Я. Гальперина, мы также разделили учение на
три типа.
- I тип учения. Предполагает действия ученика с заданными условиями по принципу «проб и ошибок». Внутри опыта, часто безотчетно, происходит прикидка возможных операций и действий в решении задач (иногда методом простого перебора). Этот тип учения является первичным в сознательной деятельности человека и полностью совпадает с моделью, рассматриваемой П.Я. Гальпериным. В этом типе учения корректировка происходит на основе простого анализа результатов деятельности: получилось – не получилось. Это — этап «прикидки» стратегии, формирования умения.
- II тип учения. Предполагает анализ условий, выдвижение предположений (гипотез), планирование предметной деятельности, рефлексию ключевых предметных действий и результатов решения задачи, на их основе коррекцию своих действий. В случае нахождения эффективных операций и действий, они повторяются многократно в различных условиях и, таким образом, автоматизируются. Происходит выработка навыков на основе автоматизации стратегии.
- III тип учения. Предполагает анализ собственных инструментов мыслительной и внешней деятельности. На первый план выступает не только задача и условия ее выполнения (предметные действия), но и структура способов умственной и практической деятельности (анализируются количество, качество, последовательность различных интеллектуальных актов, моделируются различные варианты их использования, оптимизируются их качественный и количественный состав, структура). Этот тип учения предполагает развитие механизмов метарефлексии того, как устроены способы умственной и практической деятельности, в том числе и сама рефлексия. В ходе данного типа учения совершенствуются имеющиеся познавательные стратегии, расширяется их арсенал, создается общая стратегия развития всех последующих стратегий (метастратегия).
Можно говорить также, что каждый тип учения (обучения) порождает и соответствующий ему тип развития психических явлений и новообразований (что соответствует концепции Л.С. Выготского).
Таким образом, первый тип развития предполагает поведенческую активность для достижения гибкости в реализации целей, формирование достаточного разнообразия моделей деятельности. Второй тип предполагает отбор наиболее эффективных моделей, их «шлифовку» и автоматизацию, и, таким образом, происходит оптимизация моделей деятельности (стратегии). А третий тип развития предполагает развитие инструментов проектирования (моделирования) деятельности (качественное развитие рефлексии стратегии и на их основе развитие метастратегий).