Компоненты и характеристики образовательной модели;Знаниевая (традиционная) модель;Личностно ориентированная модель
Цели образовательного процесса;Формирование знаний, умений и навыков.;Развитие личности, субъектности, общих и специальных способностей, компетентности.
Ведущие принципы;Обучение построено по принципу внешнее — во внутреннее. Селективная дифференциация;Обучение построено по принципу внешнее через внутреннее. Элективная дифференциация. Выбор учеником (его представителями) вида, типа, формы, способов получения образования.
Тип индивидуализации;Индивидуализация обучения (преимущественно внешняя). Осуществляется не системно, является средством оптимизации обучения. Развитие является больше побочным результатом обучения.;Индивидуализация учения, развития и обучения (внутренняя и внешняя). Осуществляется системно, является и целью образовательного процесса, и средством повышения его эффективности. Развитие является целенаправленным процессом, его индивидуализация обеспечивается через продуктивную рефлексию познавательных стратегий с их последующим обогащением. Ученик поэтапно приходит к осознанному управлению процессом собственного развития.
Содержание обучения;Тематически выстроенная система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов преимущественно в логике построения науки с учетом возрастных особенностей детей. Доминируют декларативные знания, остальные типы знаний «замаскированы» для педагога и ученика. Большое количество процедурных знаний отсутствует.;Мировоззрение, система общих законов и закономерностей, метапонятий, инвариантов, междисциплинарных понятий, ценностных знаний, стратегий научного познания мира (все типы знаний), выстроены с учетом согласования научной логики и логики познания (учения).
Методы обучения;Преимущественно репродуктивные, построены на простом переносе этапов усвоения.;Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных познавательных стратегий.
Педагогические средства;Преимущественно: монолог, презентация знаний, фронтальный опрос, предварительное заучивание (понятий, формулировок правил, закономерностей и формул), упражнения, решение задач, лабораторные и практические работы, домашнее задание, выполнение контрольной работы.;Преимущественно: диалог и полилог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным (личностных смыслов, процедурных и метакогнитивных знаний), совместное открытие знаний, репродуктивная и продуктивная рефлексия познавательных средств, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний в различных контекстах без предварительного заучивания, учебные игры, проекты, учебные исследования, творческие работы.
Способы мотивации;Личные интересы, цели и ценности слабо задействованы в образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с академической успеваемостью, используется принуждение при помощи страха получения негативной отметки, порицания родителями, отставанием в программе, неуспешностью в жизни и т.д.;Интересы, личные цели и ценности учитываются в образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т.д.
Учебные пособия;Авторы — специалисты-предметники. Содержат в основном декларативные знания. Представляют собой иллюстративно-объяснительный материал, написаны на научном языке. Рассчитаны на «среднего» ученика.;Авторы — специалисты-предметники, методисты, психологи и дети. Содержат декларативные и процедурные знания, в том числе познавательные стратегии. Представляют собой многофункциональную книгу–самоучитель, написаны с учетом «языка ребенка», различных семантик. Рассчитаны на учеников с различными познавательными склонностями и возможностями.
Дидактические материалы;Рассчитаны на всех учеников или на группы в соответствии со степенью сложности. Готовит учитель.;Рассчитаны на учеников с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят учитель и ученики.
Учение;Предполагается, что дети учатся так, как их учат. Способы и стратегии познания безотчетны для ученика. Управление деятельностью школьников — в руках учителя. В процессе обучения во многом спонтанно формируются индивидуальные средства учения. Учение не выделяется как самостоятельная деятельность (особые компоненты и связи между их подструктурами).;Предполагается, что учение имеет собственную структуру и самодвижение. Принимается, что каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями учения, они не совпадают с нормативными стратегиями. Способы и стратегии познания рефлексируются учеником. Целенаправленное управление учением — в руках ученика. Прежде чем формировать декларативные знания, формируются метакогнитивная осведомленность и общеучебные познавательные стратегии. Нормативные и индивидуальные познавательные стратегии взаимно согласовываются в процессе обучения. Таким образом, учение и обучение взаимно согласованны на уровне внутренних структур друг с другом.
Тип взаимодействия учитель-ученик;Субъект-объектные. Ученик — объект педагогического воздействия, субъект своей активности.;Субъект-субъектные. Ученик в образовательном процессе сначала является субъектом своей непроизвольной активности, затем — деятельности и собственного развития, после чего — своей жизни.
Основные функции учителя;Трансляция нормативных знаний, формирование.;Формирование и фасилитация познавательных процессов, глубинных познавательных структур, саморазвития, самообучения, самоучения, саморегуляции.
Ведущие роли учителя;Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д.;Фасилитатор (помощник), координатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь, новатор и т.д.
Активность учеников;Преимущественно по инициативе педагога.;Собственная активность и инициатива детей.
Роли школьников;В большей степени — исполнитель, презентатор, ведомый и т.п.;Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, представитель различных профессий, научных областей и т.д.
Образовательная технология;Складывается у учителя в соответствии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной образовательной модели.;Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственность образовательных технологий.
Обратная связь и вид оценивания;По результатам обучения. Преимущественно количественная оценка в виде отметки.;Используется объективная и субъективные виды рефлексии. Многоуровневая рефлексия: различных сфер и компонентов индивидуального опыта. Стремление к промежуточным пооперациональным формам обратной связи, качественное оценивание.
Критерии эффективности;Преимущественно обученность.;Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта.
Образовательная среда;Складывается стихийно.;Целенаправленно формируется ее развивающий характер.
Результаты обучения;Направлены на удовлетворение социального заказа, поступление в вуз, приобретение определенного социального статуса.;Востребованы самой личностью, направлены на широкое применение в жизни и продолжение образования (особенно самообразования).