Сущность авторской модели личностно ориентированного образования
Под индивидуализацией мы понимаем такой тип построения образовательного процесса, при котором сохраняются и усиливаются различия в обучении учеников, и происходит развитие любых сторон (черт, свойств, качеств) индивидуального опыта. Под личностно ориентированным образованием мы понимаем такой тип образовательного процесса, которыйпостроен на основеусиления индивидуализации не только обучения, но и индивидуализации развития познавательной сферы, обогащения ее глубинных структур сцелью развития личности ребёнка, его самости и уникальности. В таком образовании процессы учения и обучения взаимно согласовываются с учётом внутренних механизмов познания, особенностями познавательных стратегий учащихся. Внутри образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего стиля учителя; отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора; учитываются ценностные ориентации ребёнка и его убеждения (на их основе формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение).
В таком образовательном процессе в ходе познания окружающего мира и внутреннего мира ученика происходитобеспечение широкого спектра позиций и ролей: исследователя, новатора, автора, ученика и учителя, лидера, партнера, химика, физика, математика т.д. и согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры. Ученик выступает субъектом своего образования благодаря тому, что его деятельность постепенно превращается в самообразование, саморазвитие, самореализацию;
По нашему мнению, индивидуализация обучения и личностно ориентированное образование взаимно проникают друг в друга, но все же являются нетождественными понятиями. Соотношение индивидуализации обучения и личностно ориентированного образования отражает приведенная ниже схема.

Соотношение индивидуализации обучения и личностно ориентированного образования

Как видно, из приведенной схемы, индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно ориентированного образования.
Личностно ориентированное образование представляет собой модель, в которой индивидуализация является и целью, и средством обучения, и наивысшей степенью ее реализации (поскольку осуществляется индивидуализация и обучения, и учения, и развития).
Для большей ясности авторских позиций покажем особенности организации модели личностно ориентированного образования (авторский вариант) в сравнении со знаниевой образовательной моделью (см. приведенную ниже таблицу).
Сравнения знаниевой и личностно ориентированной образовательных моделей
С нашей точки зрения, именно целостная реализация всех вышеперечисленных позиций, отнесенных нами к модели личностно ориентированного образования, обеспечивает целенаправленное максимально обогащающее развитие личности в обучении, превращение ученика в субъекта собственного развития и жизни.
Таким образом, в авторской модели личностно ориентированного образования реализуется индивидуализация не только обучения, но и развития; точнее, индивидуализация развития субъектности. Осуществляется формирование конструктивной рефлексии (введено автором) учебной деятельности, умений учиться. Происходит становление и развитие субъектности и личности ученика.
В рамках данной образовательной модели разработаны концепции личностно ориентированного образования в различных областях знаний (русского языка, иностранного языка, литературы, изобразительного искусства, физики) и т.д. Предложено множество приемов и технологий обучения. Разработана психодидактика проектирования личностно ориентированного урока.