Общеучебные и специальные познавательные стратегии
Общеучебные познавательные стратегии обеспечивают развитость подструктур учения во всех его компонентах, таким образом развивая способность учиться в различных областях знаний.
К ним относятся познавательные стратегии, которые реализуются в изучении различных областей знаний, то есть эти стратегии, в отличии от специальных познавательных стратегий, не зависят от особенностей содержания предметной области.
К общеучебным познавательным стратегиям относятся: стратегия чтения учебного текста, стратегия определения понятия, стратегия подготовки к пересказу, стратегия конспектирования, стратегия выполнения упражнения на воспроизводство, стратегия решения типовых задач.

Приведем пример стратегии решения задач по химии ученицы 9 класса:
  1. Прочитала задачу.
  2. Когда я читала текст задачи, мысленно представляла себе картинки, связанные с условием задачи и проговаривала про себя условие задачи.
  3. При записи «Дано» читала текст, слышала знакомое название величины. Перечитывала условие ещё раз, представляла себе буквенное обозначение величины, которая названа в задаче, записывала обозначение.
  4. Для записи уравнения реакции перечитала еще раз условие задачи. Представляла названные вещества сразу в виде формул, поскольку перед мысленным взором у меня возникла таблица с формулами и названиями солей, вспомнила нужные мне формулы, записала их в уравнение. Записала их в левую часть уравнения, соединив знаком «+», затем, дописала правую часть уравнения.
  5. Расставила коэффициенты.
  6. Нашла количество вещества.
  7. Составила соотношение, составила и решила пропорцию.
  8. Нашла, то, что спрашивается. Чтобы удостовериться в этом, еще раз прочитала условие задачи.
  9. Записала ответ.
Специальные познавательные стратегии обеспечивают приращение способности овладения конкретной областью знаний (играют роль при изучении русского языка, математики, физики, химии и т.д.). Специальные познавательные стратегии отвечают за формирование предметного мышления, позволяют ответить на вопрос: "Что значит воспринимать мир и размышлять как лингвист, математик, физик, химик?" Специальные познавательные стратегии непосредственно связаны с содержанием какой-либо области знаний, с её особенностями. Их формирование способствует развитию профессионального мышления в данной области.

Нами исследован целый ряд специальных познавательных стратегий в большинстве областей школьных знаний. Например, в русском языке: стратегии разбора слова по составу, запоминания правильного написания словарных слов, комплексной орфографической проверки правильного написания слов. В литературе: стратегии написания сочинения, анализа художественного прозаического текста, создания поэтического текста, чтения поэтического текста, анализа поэтического текста, написания текста-стилизации. В других областях знаний: стратегии запоминания исторических дат, анализа исторической ситуации, запоминания новых иностранных слов, развития произношения, освоения различных иноязычных грамматических конструкций, пересказа иностранного текста, составления химических уравнений, прогнозирования химических свойств органического соединения на основе особенностей его строения, работы с географической картой и т.д

В качестве примера приведем стратегию написания сочинения ученицы 7 класса.
  1. Слышу и вижу на доске тему сочинения. На ум сразу приходят какие-то стихотворные строчки, фразы, которые я когда-то слышала или читала.
  2. Определяю место, где происходит действие.
  3. Оставляю строчку для названия (впишу его позже, для меня это важно).
  4. Быстро пишу набросок плана. Ко всем пунктам подбираю опорные слова, словосочетания, фразы.
  5. Мысленно представляю всё сочинение.
  6. Начинаю «строчить», не останавливаясь, не думая над орфографией и пунктуацией.
  7. Читаю всё, что написала, подчеркиваю все неудачные места, исправляю.
  8. На полях ставлю только мне понятные знаки-символы, которые отражают моее собственное отношение к тексту.
  9. Просматривая знаки-символы, проверяю выразительность текста, корректирую его, подбираю синонимы, эпитеты, метафоры.
  10. Перечитываю ещё раз, проверяю орфографию, пунктуацию.
  11. Убеждаюсь, что написала обо всем, что планировала.
  12. Мне нравится, как выглядит и звучит текст.
  13. Пишу название.
  14. Внимательно слушаю критические замечания, оценку одноклассников, беру их на заметку.
Необходимо отметить, что для разработки и оптимизациисодержания образования очень важны нормативные стратегии. Они представляют собой взаимосвязь операций и действий, которая может быть отнесена к культурной норме. Данные стратегии являются лучшими или наиболее распространенными образцами, поэтому должны подлежать усвоению.
Нормативные стратегии могут быть созданы на основе общих и специальных индивидуальных стратегий с последующей тщательной проверкой в образовательной практике. К сожалению, нормативные стратегии крайне слабо представлены в современном содержании образования (на всех его уровнях: в стандартах, учебных пособиях и в самой практике). Поэтому изучение и развитие общеучебных и базовых специальных познавательных стратегий мы считаем центральными вопросом в решении проблем индивидуализации обучения и личностно ориентированного образования.
В рамках концепции и технологии ЦРПС осуществлено множество исследований, что позволило разработать психодидактику проектирования образовательного процесса, обеспечивающую развитие общеучебных и специальных познавательных стратегий. Кроме этого, создан ряд нормативных стратегий, эффективность которых подтверждена рядом лонгитюдных экспериментов.