Специальные познавательные стратегии обеспечивают приращение способности овладения конкретной областью знаний (играют роль при изучении русского языка, математики, физики, химии и т.д.).
Специальные познавательные стратегии отвечают за формирование предметного мышления, позволяют ответить на вопрос: "Что значит воспринимать мир и размышлять как лингвист, математик, физик, химик?" Специальные познавательные стратегии непосредственно связаны с содержанием какой-либо области знаний, с её особенностями. Их формирование способствует развитию профессионального мышления в данной области.
Нами
исследован целый
ряд специальных познавательных стратегий в большинстве областей школьных знаний. Например,
в русском языке: стратегии разбора слова по составу, запоминания правильного написания словарных слов, комплексной орфографической проверки правильного написания слов.
В литературе: стратегии написания сочинения, анализа художественного прозаического текста, создания поэтического текста, чтения поэтического текста, анализа поэтического текста, написания текста-стилизации.
В других областях знаний: стратегии запоминания исторических дат, анализа исторической ситуации, запоминания новых иностранных слов, развития произношения, освоения различных иноязычных грамматических конструкций, пересказа иностранного текста, составления химических уравнений, прогнозирования химических свойств органического соединения на основе особенностей его строения, работы с географической картой и т.д
В качестве примера приведем
стратегию написания сочинения ученицы 7 класса.
- Слышу и вижу на доске тему сочинения. На ум сразу приходят какие-то стихотворные строчки, фразы, которые я когда-то слышала или читала.
- Определяю место, где происходит действие.
- Оставляю строчку для названия (впишу его позже, для меня это важно).
- Быстро пишу набросок плана. Ко всем пунктам подбираю опорные слова, словосочетания, фразы.
- Мысленно представляю всё сочинение.
- Начинаю «строчить», не останавливаясь, не думая над орфографией и пунктуацией.
- Читаю всё, что написала, подчеркиваю все неудачные места, исправляю.
- На полях ставлю только мне понятные знаки-символы, которые отражают моее собственное отношение к тексту.
- Просматривая знаки-символы, проверяю выразительность текста, корректирую его, подбираю синонимы, эпитеты, метафоры.
- Перечитываю ещё раз, проверяю орфографию, пунктуацию.
- Убеждаюсь, что написала обо всем, что планировала.
- Мне нравится, как выглядит и звучит текст.
- Пишу название.
- Внимательно слушаю критические замечания, оценку одноклассников, беру их на заметку.