Под обучаемостью в психологии понимают индивидуальная чувствительность,
способность человека к целенаправленному освоению знаний (по работам Н.А. Менчинской). Считаем, что в обучаемости можно выделить два компонента и два фактора:
- ·мотивационный - познавательные мотивы и мотивы, косвенно способствующие учению;
- ·когнитивно-мнемический - развитость познавательных способностей: восприятия, представления, мышления, фантазии и памяти; (Здесь необходимо отметить, что мы согласны с И.И. Ильясовым, что память является общепсихическим процессом, хотя психологи ее ошибочно относят к познавательным, она функционирует во всех сферах психики, а не только в когнитивной.)
- ·организационный (развитость рефлексии на условия обучения, готовность к решению задач определенного уровня сложности, учебные действия и интеллектуальные операции, а также достигнутый уровень саморегуляции, особенно развитость управленческих умений в учении);
- ·волевой (трудолюбие и работоспособность).
Ядром обучаемости являются когнитивный и организационный компоненты, а факторами их успешной реализации — мотивационный и волевой.
В краткой форме компонентно-факторная модель выглядит следующим образом (см. схему ниже):