Познавательные стратегии и обучаемость
Под обучаемостью в психологии понимают индивидуальная чувствительность, способность человека к целенаправленному освоению знаний (по работам Н.А. Менчинской). Считаем, что в обучаемости можно выделить два компонента и два фактора:
  • ·мотивационный - познавательные мотивы и мотивы, косвенно способствующие учению;
  • ·когнитивно-мнемический - развитость познавательных способностей: восприятия, представления, мышления, фантазии и памяти; (Здесь необходимо отметить, что мы согласны с И.И. Ильясовым, что память является общепсихическим процессом, хотя психологи ее ошибочно относят к познавательным, она функционирует во всех сферах психики, а не только в когнитивной.)
  • ·организационный (развитость рефлексии на условия обучения, готовность к решению задач определенного уровня сложности, учебные действия и интеллектуальные операции, а также достигнутый уровень саморегуляции, особенно развитость управленческих умений в учении);
  • ·волевой (трудолюбие и работоспособность).

Ядром обучаемости являются когнитивный и организационный компоненты, а факторами их успешной реализации — мотивационный и волевой.
В краткой форме компонентно-факторная модель выглядит следующим образом (см. схему ниже):
В случае недостаточной сформированности какого-либо фактора или компонента, полноценного развития обучаемости не происходит.
Важнейшая диагностическая компетенция учителя представляет собой умение заметить у конкретного ученика имеющуюся комбинацию вышеперечисленных факторов и компонентов. Например, у школьника развита мотивация, но не проявляется трудолюбие (или наоборот); развиты познавательные способности, но не развита мотивация (или обратное положение дел); развита работоспособность, но не очень развиты познавательные способности и т.д. Педагогу очень важно научиться классифицировать учебные сложности и достижения ученика на языке компонентов обучаемости и их подструктур. Незнание структуры обучаемости приводит к тому, что рекомендации педагогов в области развития умений учиться сводятся к туманным, почти невыполнимым пожеланиям в адрес учеников и их родителей: улучшайте память, решайте больше задач, будьте внимательными, развивайте усидчивость, старайтесь и т.д.

Психологу данная схема поможет подобрать комплекс диагностических процедур - различных видов анкетирования и тестирования. А в совместной деятельности психологи и педагоги могут реализовать лонгитюдные (длительные, многолетние) наблюдения и формирующие эксперименты, позволяющие обеспечить глубокое психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Считаем, что необходимо различать два вида обучаемости: к первой относится обучаемость при значительной помощи взрослого (учителя) или средств обучения (учебник, самоучитель, компьютерная обучающая программа и т.д.). Данный вид обучаемости требуется для учения в знаниевой (информационной) образовательной модели. Второй вид обучаемости - самообучаемость, которая необходима для реализации учения в проблемном образовании.
В контексте формирования и развития познавательных стратегий следует отметить, что каждый из предлагаемых нами видов обучаемости связан с различным комплексом стратегий, что отражает представленная ниже таблица.

Взаимосвязь различных видов обучаемости и познавательных стратегий.
Проектирование образовательного процесса, который изначально ориентирован на целенаправленное формирование и развитие комплексной обучаемости (введено автором) во всех ее видах, представляет собой отдельную и довольно непростую задачу, которая в такой системной целостности пока еще не решалась в образовании.