От индивидуализации обучения
к индивидуализации развития
В отечественном образовании, к сожалению, под индивидуализацией подразумевалась индивидуализация обучения. Она преимущественно осуществлялась на внешнем уровне, например, если ребенок проявлял предпочтения к работе с образами, то дидактический материал содержал рисунки и схемы, а если ученик проявлял предпочтения к вербализации, то — словесные описания. Еще большее распространение получило разноуровневое обучение, где, по нашему мнению, реализуется квазииндивидуализация. Учеников условно раздели на группы по уровню обученности, а затем предлагали им выбрать содержание обучения с различной долей сложности. В отличие от внешней индивидуализации, внутренняя индивидуализация обучения предполагает выяснение наличия у школьника отдельных способов нормативной деятельности и их дальнейшее формирование. Например, педагог выясняет, сформированы ли у учащихся способы решения исторических задач, а затем при помощи специально разработанного плана деятельности реализует их дальнейшее формирование.
В современном образовании индивидуализация целенаправленного развития практически не осуществлялось. Это, с нашей точки зрения, и является одной из значимых проблем, которую необходимо решать.

В концепции «Целенаправленное развитие познавательных стратегий» мы предлагаем выделить, как одну из важнейших общепознавательных структур познавательные стратегии, которые являются динамическими единицами накопления познавательного опыта (им посвящена значительная часть монографий А.А. Плигина). Введение такой единицы познавательного опыта позволяет в целостной операционально-процессуальной структуре раскрыть познавательные процессы в сочетании с индивидуально-значимыми условиями их реализации (что не удается описать иными средствами, используя имеющиеся в арсенале психологов познавательные структуры, например, различные интеллектуальные акты или способы).
В предложенном нами подходе индивидуализация приобретает внутреннюю направленность, детерминируя психическое развитие учащихся по принципу «внешнее — через внутреннее». Ученик, овладевая продуктивной рефлексией своих познавательных стратегий, становится субъектом собственного развития. Обогащение его общеучебных (собственно познавательных) стратегий приводит развитию обучаемости, а развитие его специальных (внутрипредметных) познавательных стратегий — к формированию предметных компетенций и специальной обучаемости. В ходе такого образовательного процесса происходит развитие самосознания ученика, его познавательной сферы, саморегуляции и самоорганизации, что в конечном итоге приводит к формированию успешного опыта самообразования (самообучения, самоучения и саморазвития). Все вышесказанное позволяет отнести образовательный процесс, спроектированный на основе индивидуализации обучения, учения и развития, к личностно ориентированной модели (в авторском варианте).